Куда можно пожаловаться на МФО
Бывают ситуации, когда МФО, пытаясь выбить из должника деньги, преступают все дозволенные рамки. На заемщика оказывается жесточайшее психологическое давление. Иногда оно перерастает в реальные угрозы физической расправой. Должнику начисляют непомерные штрафы, беспокоят его по ночам и ранним утром.
Чаще всего подобные явления можно наблюдать в какой-то небольшой микрофинансовой организации. Должник должен знать о том, что все это не стоит терпеть, на зарвавшихся финансистов можно пожаловаться. Надо знать, как правильно это сделать и куда следует обращаться.
1.Когда следует жаловаться?
Если заемщик уклоняется от возврата денег, организация имеет право потребовать возвращение долга. Она может должнику звонить, отправлять ему письма, продать его долг коллекторам. Последней инстанцией является обращение в суд.
Если действия МФО законны, то подавать на нее жалобу нет никакого смысла.
Поводом для обращения с жалобой могут стать следующие случаи:
• МФО выдает гражданам деньги при отсутствии лицензии.
• Информация, размещенная на сайте МФО, не соответствует действительности.
• Пытаясь извлечь больше прибыли, компания препятствует погашению задолженности.
• Организация без согласия клиента передала данные о нем третьим лицам.
• Установленная организацией процентная ставка больше 1% в день.
• При оформлении займа от гражданина потребовали предоставления в залог недвижимости.
• Сумма долга вместе со штрафами и процентами превышает основную задолженность более, чем в 1,5 раза.
• Организация без согласия клиента навязала ему дополнительные платные услуги.
• Договор претерпел изменения в одностороннем порядке.
• Организация атакует клиента звонками в запрещенное законодательством время.
• Клиент со стороны сотрудников службы взыскания подвергается психологическому или даже физическому воздействию.
2.Правильное составление жалобы
Если жалоба составляется в какую-то государственную организацию, то для ее составления лучше использовать шаблон. Образец можно найти в той организации, куда гражданин обращается с жалобой. При возникновении каких-то проблем, надо попросить помощи у сотрудника этой организации. Иногда практикуется составление жалоб в свободной форме. При составлении достаточно просто отразить всю необходимую информацию.
3.Куда подавать жалобу?
Гражданин имеет право обращаться с жалобой на МФО в различные места.
Банк России
В него имеет смысл подавать жалобу в случае существенных нарушений действующего законодательства при заключении договора:
1. У организации отсутствует лицензия на осуществление своей деятельности.
2. Процентная ставка превышает допустимую законом величину.
3. Штрафные санкции по размеру превысили тело кредита в 1,5 раза.
4. Организация не поставила клиента в известность о наличии дополнительных комиссий.
5. Со стороны кредитора допущено одностороннее изменение условий договора.
6. Данные о клиенте без его согласия переданы третьим лицам.
7. Заемщик погасил долг, но организация об этом не передала сведения в БКИ.
При наличии у МФО лицензии и нарушений подача жалобы в Банк России может стать очень действенным средством.
Служба Роспотребнадзора
Выдача микрокредитов с нарушениями попадает в разряд потребительского плана. Поэтому это обстоятельство позволяет обратиться с жалобой в ФС «Роспотребнадзор».
Это возможно в следующих ситуациях:
• В договоре отсутствует пункт о том, что данные о заемщике могут передаваться третьим лицам. Несмотря на это, его долг продан коллекторам.
• Организация взимает комиссию за услуги, которые должны предоставляться бесплатно.
• Заемщику в свое время не была в полном объеме представлена информация о способах погашения долга.
Прокуратура
В эту организацию обращаются тогда, когда при попытке вернуть долг на заемщика оказывается психологическое и физическое давление. Подобные действия могут осуществляться и в отношении близких родственников заемщика. Перед подачей жалобы надо собрать исчерпывающую информацию о коллекторах, которые сотрудничают с заемщиком.
Финансовый омбудсмен
Подобные действия можно отнести к новой практике. Обычно суть решаемых вопросов одинаковая с теми, что решает ЦБ РФ. Но юрист может сделать очень быстро. Также он может помочь правильно составить претензию.
Если МФО выступает в качестве рекламного агентства при отсутствии у нее лицензии на выдачу кредитов, на нее можно пожаловаться в ФАС.
При желании урегулирования спора во внесудебном порядке и отсутствии со стороны микрокредитной организации нарушений, жалобу подавать нет никакого смысла.